Новости таможни
10.03.2015
Импорт пережил запоздалый валютный шок
Импорт товаров в Россию из стран дальнего зарубежья (это 80% всего объема ввоза) в январе--феврале 2015 года составил $23 млрд и относительно первых двух месяцев прошлого года сократился на 37%.
Напомним, несмотря на падение рубля, которое привело к резкому удорожанию импортной продукции, и на введение РФ ограничений на ввоз продовольствия, в целом по итогам 2014 года обвального падения импорта не случилось — ввоз товаров из дальнего зарубежья в сравнении с 2013-м сократился лишь на 8,2%.
Такое относительно небольшое снижение во многом было связано с потребительским бумом четвертого квартала прошлого года: скупая товары, население тогда пыталось спасти сбережения от нарастающего обесценения.
В январе 2015-го, по завершении периода ажиотажного спроса, эксперты предрекали, что ускорение темпов падения потребительского импорта до пиковых значений 2008-2009 годов (на 30% с учетом сезонности) случится уже в первом квартале года (см. "Ъ" за 19 января). Предполагалось, что слабеющий рубль и растущие цены на фоне низких запасов неизбежно ослабят временно выросший спрос.
Так оно и случилось — по итогам января 2015-го по отношению к январю 2014-го ФТС зафиксировала сокращение импорта из дальнего зарубежья сразу на 41%. В феврале, как следует из вчерашней статистики службы, ввоз товаров год к году упал на 34%. Формально это говорит о том, что темпы снижения импорта несколько замедляются (в феврале стоимостной объем товаров к предыдущему месяцу увеличился почти на треть).
Однако этот рост во многом носит сезонный характер. Ввоз товаров в почти наполовину состоящем из выходных дней январе падал и ранее. Год назад (до обострения геополитической ситуации в связи с событиями вокруг Крыма) и на фоне постепенного сокращения импорта его февральские показатели были также значительно выше январских.
Сейчас, по итогам февраля 2015-го, ФТС фиксирует падение стоимостных объемов ввоза по всем основным группам товаров. Поставки продовольствия из стран дальнего зарубежья в годовом выражении сократились на 44%, текстильных изделий и обуви — на 35%, продукции машиностроения — на 34%, химпрома — на 26%.
Продовольственное эмбарго, которое действует с августа 2014 года в отношении мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии, стало причиной того, что закупки молочных продуктов в феврале в сравнении с аналогичным периодом упали в 5,6 раза, рыбы — в 3 раза, мяса и субпродуктов — в 2,3 раза, фруктов — в 1,9 раза, овощей — в 1,7 раза. Кроме того, поставки сахара сократились в 2,9 раза, алкогольной и безалкогольной продукции — в 2,1 раза.
Ощутимо, впрочем, в феврале упал и инвестиционный импорт, затронутый западными санкциями лишь частично. Закупки средств наземного транспорта сократились в 2,4 раза, частей железнодорожных локомотивов — в два раза, летательных аппаратов — на 30%, электрооборудования — на 23%, механического оборудования — на 22%.