Изменения в документации по услугам
таможенной нотификации
По итогам заседания Евразийского межправительственного совета по теме: нотификация, подписано Соглашение о судоходстве. Оно позволит изменить ситуацию в Каспийском регионе.
Как сообщается в официальном пресс-релизе, документ важен для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «поможет государствам-членам сформировать единое транспортное пространство, общий внутренний рынок водных транспортных услуг, будет способствовать реализации транзитного потенциала и развитию транспортных комплексов».
Соглашение упрощает взаимный доступ судов под флагами стран ЕАЭС к внутренним водным путям партнеров, позволит перейти от нынешней разрешительной к уведомительной системе доступа. При этом будут взаимно признаваться судовые, а также квалификационные документы капитана и членов экипажей судов.
Соглашение, как отметили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), дает право «на двусторонние перевозки грузов, пассажиров и их багажа между государством-членом флага судна и другой страной-участницей на смежных внутренних водных путях, а также транзитный проход по внутренним водным путям». Особенно документ важен для России и Казахстана, ведь из членов ЕАЭС только они являются прикаспийскими странами.
Из-за замкнутого характера Каспийского моря Казахстан заинтересован в получении свободного доступа к внутренним водным путям России, что даст ему выход в Мировой океан. Поэтому, уточнили эксперты, в Конвенции о правовом статусе по теме. Нотификация таможня, стала работать намного быстрее из-за изменений соответствующих положений.
Так, в статье 3 документа среди принципов деятельности подписавших его пяти стран указано право на свободный доступ из Каспийского к другим морям, Мировому океану и обратно на основе общепризнанных принципов и норм международного права и договоренностей сторон с учетом законных интересов страны транзита для расширения международной торговли и экономического развития.
Этот принцип конкретизирован в части 4 статьи 10 Конвенции, где указано, что страны региона пользуются свободой транзита через территории сторон транзита всеми транспортными средствами. Порядок и условия доступа согласовываются двусторонними соглашениями, а при их отсутствии — на основе законодательства стороны транзита. При этом в рамках осуществления полного суверенитета над своей территорией она имеет право принимать все меры, необходимые для того, чтобы права и возможности, предусмотренные Конвенцией, никоим образом не ущемляли ее законных интересов.